Программы по ПДД
Конкурс «Дорожный следопыт»



 
 
 
 




Службы / Управление охраны правопорядка и профилактики / Лицензионно-разрешительная система


Лицензионно-разрешительная система
Распорядок работы
Административные процедуры
Из законодательства Республики Беларусь об оружии
Прощай оружие!
Инспекция по делам несовершеннолетних
95 лет службе участковых инспекторов милиции

На всех исторических этапах развития государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.

На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Практически с этого времени стали появляться нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагается на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи. О целостной системе, занимающейся комплексом вопросов, связанных с лицензионной работой, судя по имеющимся у нас историческим документам, в рассматриваемый период говорить не приходится.

Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами.

Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.

Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел - контроль за оборотом оружия - постоянно находилось и находится в центре внимания. В период образования и упрочения государства разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности. После полной и окончательной победы социализма основной целью разрешительной системы стало обеспечение нормального функционирования объектов повышенной опасности и предупреждения правонарушений.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распространением оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.

Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты и чрезвычайные комиссии) по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Советом Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. "Декрет о сдаче оружия", обязывающий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Основной задачей, поставленной перед соответствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца...). За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его виновные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.

Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями. В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920г. "О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним" на милицию совместно с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная и судебная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия. Судебная ответственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.

28 июля 1920г. принят Декрет "Об охоте", которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов - органами НКВД.

В этот период расширяются полномочия милиции в области контроля за осуществлением правил разрешительной системы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин, шрифтов, множительных аппаратов.

Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало выдаваться сроком на три года.

В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнение этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения. Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении".

В послевоенные годы совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого времени проблемы разрешительной системы стали приобретать законодательную форму. Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат милиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска и БХСС.

В определенной мере данный пробел был ликвидирован с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью". В нем уже четко был определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия. С принятием Советом Министров СССР 23 июня 1975 г. постановления "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей" наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы.

Порядок хранения оружия гражданами определялся ведомственной инструкцией МВД СССР, разработанной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. "Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей". Так, в соответствии с данной инструкцией охотничьи ружья должны были храниться в чехлах, в разряженном, разобранном состоянии, со спущенными курками, отдельно от патронов и пороха.

В настоящее время правовую основу органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы на территории Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 13.11.2001 г. «Об оружии» и указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2002 г. № 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь».

В начало
Карта сайта