Управление внутренних дел минского облисполкома
Управление внутренних дел минского облисполкома Карта сайта

Службы / Государственная автоинспекция


Программа "Взаимопонимание"
Административные процедуры
Зоны обслуживания РЭО ГАИ Минской области
Распорядок работы межрайонных экзаменационных, регистрационных и регистрационно-экзаменационных подразделений управления ГАИ
Скачать
Законодательные акты
Административная практика

Официальной датой образования ГАИ, как отдельной милицейской структуры, считается 3 июля 1936 года. В систему ее органов вошли аппараты и подразделения ГАИ управлений милиции всех республик, краев и областей. Именно с этого времени автоинспекция стала государственным, вневедомственным органом контроля за соблюдением установленных правил и норм дорожного движения и безопасности со стороны всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности. Она осуществляла распорядительные и административные функции непосредственно транспортных магистралей. Штатными сотрудниками инспекции стали многие выпускники автодорожных институтов и техникумов, опытные работники других служб милиции и автотранспортных предприятий.

Ее задачами стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, качественный и количественный учет автомотопарка. Регулированием уличного движения, надзором за соблюдением соответствующих правил и пропаган¬дистской деятельностью продолжали заниматься ОРУДы.

Важнейшим правовым документом, регламентирующим деятельность нового милицейского подразделения, стало Положение о государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД Союза СССР от 3 июля 1936 года. ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР (ее первым руководителем являлся Рубинштейн В.Я.) и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.

Формирование подразделений ГАИ сопровождалось принятием организационно-правовой основы ее деятельности. Одними из первых приказов НКВД СССР были утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, проведения углубленного осмотра автохозяйств.

Первым начальником ГАИ УМ НКВД БССР в сентябре 1936 года был назначен Морсон Гирша Давидович.

В январе 1938 года в составе БССР образовалась Минская область. Минская окружная городская милиция была переименована в июне 1939 года в милицию Минской области и вышла из подчинения городу Минску. Согласно структуре Управления рабоче-крестьянской милиции Минской области по состоянию на 15.04.1940 г. в отделе ГАИ в штате числилось 5 человек.

К 1941 году отечественная промышленность выпустила более миллиона автомобилей. Помимо них в дорожном движении участвовало большое количество извозчиков, велосипедистов и мотоциклистов, обостряя и без того сложную обстановку с аварийностью. Однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту проблему на второй план. Милиции, как и всей стране, пришлось перестраивать свою деятельность во имя укрепления экономической и оборонной мощи нашего государства.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал авторемонтным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта.

Во многом, благодаря хорошо налаженному учёту транспортных средств, активным действиям работников ГАИ, уже к 1 октября 1941г. в Красную Армию направляется почти 40% численности автомобилей народного хозяйства. Для поддержания высокого уровня технической готовности оставшейся в тылу части автомобильного парка были приняты меры, большая часть которых носила организационно-хозяйственный характер (выбраковка и списание автомобилей, содействие в их ремонте, контроль правильности использования запчастей и т.п.). В несколько раз увеличился объём работы по приёму квалифицированных экзаменов и выдаче удостоверений на право управления транспортными средствами. Тем самым деятельность ГАИ помогала обеспечить фронт и тыл непрерывным пополнением автотранспорта и водительскими кадрами.

Во время налетов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

Сотрудники подразделений РУД и дорожного надзора, несшие службу на улицах и дорогах, с честью выполняли свой долг. Среди них в то время немало было женщин и девушек. За успешное выполнение служебных обязанностей, и проявленные при этом отвагу и мужество, многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды. Непосредственное участие в боевых операциях на фронтах, в охране войскового тыла и подполье принимали многие работники Госавтоинспекции Минщины, среди которых Долгалев С.С., Жаркевич В.Т., Цедик А.Е.

В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована необходимыми техническими средствами регулирования движения. Малочисленный состав работников ГАИ и ОРУДов не смог противостоять росту числа ДТП.

МВД СССР, созданное в 1946 г., приняло на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. В связи с этим оно издает подробную инструкцию по методике анализа условий движения в населенных пунктах и причин возникновения ДТП, использованию его результатов для совершенствования организации дорожно¬го движения. ГАИ и ОРУДам предоставляется право участия в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, нанесении линий дорожной разметки.

Полным ходом восстанавливалась работа белорусской Госавтоинспекции.

В это же время: внедряются методы регулирования дорожного движения по принципу "зеленой волны " и "зеленой улицы "; разрабатываются новые конструкции светофоров и номерных знаков транспортных средств; патрульные автомобили и мотоциклы оборудуются ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящими установками; начато применение индикаторных трубок для выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения; нарукавные знаки с буквами "РУД" и "Р" на обмундировании инспекторского состава заменяются на снаряжение белого цвета; сооружаются первые стационарные посты для осуществления надзора на загородных дорогах; осваивается производство экзаменационных аппаратов для оценки теоретических знаний кандидатов в водители.

Значительный рост автопарка нашей страны (только с 1953 по 1962 годы количество транспортных средств в БССР увеличилось с 30 181 до 170 818 автомобилей) требовал большего внимания к вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, в связи с чем вновь возникла необходимость в освобождении Госавтоинспекции от некоторых несвойственных ей функций. С этой целью 30 сентября 1963 года было утверждено новое типовое Положение о Госавтоинспекции. В Белорусской ССР Положение о Госавтоинспекции утверждено Постановлением Совета Министров БССР от 20 февраля 1964 года, которым утвержден также дополнительный перечень нарушений правил движения по улицам и дорогам Союза ССР и правил пользования автомототранспортом и городским электротранспортом, за которые могут налагаться штрафы в административном порядке.

В начале шестидесятых были введены единой формы протоколы и постановления о наложении штрафа, появились первые добровольные дружины. В 1962 году создается специальная комиссия для рассмотрения нарушений Правил дорожного движения. Спустя год в снаряжении сотрудников ГАИ впервые применяются светоотражающие элементы. Через три года, в 1965-ом, создан эскорт мотоциклистов.

В 1960-1970 годы произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения. Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование.

Госавтоинспекция Минской области во многом была передовой. Накануне проведения ХХII Олимпийских игр ГАИ Минской области первой применила вертолет для контроля за дорожным движением. Именно на Минщине впервые была применена по европейскому образцу специальная окраска патрульных автомобилей (сине-белый цвет), которая в дальнейшем стала единой для всех патрульных автомобилей ГАИ страны. Первой ГАИ области стала применять и отработку наиболее аварийных дорог.

Для объединения разрозненных подразделений ДПС и более эффективного управления ими в январе 1972 года был создан отдельный дивизион дорожного надзора, командиром которого назначен Царик Петр Моисеевич. После ухода на пенсию, в 1976 году на этом посту его сменил Черницкий Сергей Николаевич. В январе 1986 году дивизион был реорганизован в отдельную роту дорожно-патрульной службы, которая в сентябре того же года была преобразована в отдельный батальон дорожно-патрульной службы. Батальон обслуживал автодорогу Брест-Минск-гр.Российской Федерации на всем протяжении Минской области. Имелись два взвода в гг.Столбцах и Борисове.

5 лет, с июля 1989 по март 1994 года, подразделением руководил подполковник милиции Трубников Валерий Михайлович. С марта 1994 года командиром батальона назначен подполковник милиции Виктор Иосифович Живица. 24 августа 1999 года в УВД Миноблисполкома был создан специальный батальон дорожно-патрульной службы, командиром которого назначен Жук Николай Ярославович. В ноябре 2000 года на базе расформированных специального батальона дорожно-патрульной службы и отдельной роты дорожно-патрульной службы был создан батальон дорожно-патрульной службы, возглавил который Жук Н.Я.

В 2005 году БДПС преобразован в Специальное подразделение по обеспечению безопасности дорожного движения. Во главе подразделения стал майор милиции Киселев Дмитрий Павлович. В 2008 году СП по ОБДД возглавил подполковник милиции Чернявский Андрей Вячеславович.

В сентябре 1994 года личный состав отдела ГАИ переехал с пл. Свободы в г. Минске на ул. Кальварийскую, 29.

В 1995 году с целью укрепления взаимодействия с общественностью по профилактике аварийности была активизирована работа с дружинниками, на оснащении ГАИ Минской области появились 42 патрульные автомашины импортного производства «Вольво» и «Опель», что улучшило техническую оснащенность подразделений и позволило лучшим образом обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе при проезде и сопровождении делегаций различных уровней.

В 1996 году создан первый передвижной пост ГАИ на базе автобуса «Икарус», что в сочетании с 3-4 автомобильными экипажами давало эффективный результат при отработке неблагополучных в плане аварийности районов и автодорог Минской области.

В 1998 году по инициативе руководства УВД и ГАИ из сотрудников отдельной роты ДПС была создана специальная группа «Гарпун» по выявлению нарушений ПДД сотрудниками ОВД.

В 2000 году проведены организационно-штатные мероприятия, в результате чего отдел ГАИ УВД был преобразован в Управление ГАИ Минской области. Созданы новые подразделения: анализа, планирования и контроля; оперативного реагирования и розыска; автоматизированной системы управления; агитации и пропаганды и другие. Это позволило принимать более эффективные управленческие решения, решать проблемы водителей скрывшихся с мест ДТП, угнанного и похищенного транспорта.

Начиная с 2001 года на дорогах области применяется горизонтальная дорожная разметка из термопластических материалов, в том числе и с шумовым эффектом.

Особое место отводилось профилактике ДТП, работе непосредственно с участниками дорожного движения. На новом качественном уровне стали проходить единые Дни безопасности дорожного движения. Руководство Управления выезжало в один из районов области, где проходили встречи с представителями трудовых коллективов, различными категориями участников дорожного движения. Задействовались комиссии по безопасности движения и, в зависимости от тематики, заинтересованные организации и ведомства.

Впервые стали организовываться и проводиться акции «Дети-пассажиры», «Садись за руль трезвым», «Пешеход» и др.

Внедрена новая форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма – «стоп-мены». Вблизи школ, учебных заведений в специальных накидках со световозвращающими элементами совместно с работниками ГАИ дежурят педагоги и ученики старших классов. Широкое распространение получают панно с информацией профилактического содержания, а также многопозиционные дорожные знаки, входящие в комплект дорожно-измерительных станций.

В 2003 году впервые в Республике Беларусь именно в Минской области применено комплексное оборудование потенциально-опасного пешеходного перехода в п.Жуков Луг Минского района с устройством шумовых полос, световозвращающих элементов и светофорной сигнализации, работающей в режиме желтого мигания.

На улично-дорожной сети Минской области установлены плакаты-призывы «Устал-отдохни!», «Внимание! Пешеходы!», «Водитель, внимание! Недисциплинированные пешеходы!», «Водитель! Позволь ребенку перейти в следующий класс!», «Пристегни ребенка!», «Тебя ждут дома!» и другие.

Ограждение мест производства работ начало производиться с использованием комплекса травмобезопасных водоналивных блоков, сигнальных вех повышенной видимости и фонарей «бегущая волна», что обеспечивало и продолжает обеспечивать надежную визуальную ориентацию водителей в условиях недостаточной видимости и в темное время суток.

Инициирована разработка и внедрение нормативной документации, регламентирующей использование и применение на улично-дорожной сети искусственных неровностей.

На базе микроавтобуса «Фольксваген» создана передвижная лаборатория контроля дорожных условий (ЛКДУ).

В 2003 году проведена большая работа по созданию музея ГАИ Минской области. Его открытие было приурочено к очередной годовщине образования ГАИ. Более 300 делегаций различного уровня, в т.ч. дети, ветераны службы, молодые сотрудники посетили музей со дня его открытия. Наряду со знакомством экспозиции с детьми проводятся профилактические беседы с демонстрацией видеофильмов.

В 2004 году был введен в эксплуатацию аппаратно-программный комплекс «Поток» для выявления транспортных средств находящихся в розыске.

Проделана большая работа по предупреждению ДТП с участием детей. Шесть лет назад впервые в республике в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубренок» для Юных инспекторов дорожного движения организована профильная смена. С большим успехом проводятся областные игры КВН Юных инспекторов, Олимпиада по Правилам движения среди школьников Минской области, различные акции и конкурсы. Для более тесного общения с детьми по вопросам дорожной безопасности создан адрес электронной почты Управления ГАИ для пользователей сети Интернет deti-gai@yandex.ru.

Управлением ГАИ на улично-дорожной сети области интенсивно внедряются автоматические дорожно-измерительные станции. Установлен ряд информационных панно профилактического содержания. На подходах к обозначенным пешеходным переходам устраиваются шумовые полосы, на аварийно-опасных перекрестках и улицах с интенсивным движением пешеходов применяются искусственные неровности для принудительного снижения скорости типа «спящий полицейский». Очень эффективны в профилактике ДТП тросовые ограждения, разделяющие транспортные потоки встречных направлений.

Для обслуживания населения Минской области по вопросам регистрации транспортных средств и приема квалификационных экзаменов на получение права управления механическими транспортными средствами в Госавтоинспекции Минщины создано 5 межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделений, расположенных в таких городах, как Борисов, Молодечно, Слуцк, Солигорск, Столбцы, а также межрайонный регистрационный отдел ГАИ при УВД Миноблисполкома и межрайонный экзаменационный отдел ГАИ при УВД Миноблисполкома, расположенные в г.Минске.

Ежегодно РЭП Госавтоинспекции Минской области регистрируется более 60 тысяч единиц транспортных средств, осуществляется прием более 70 тысяч экзаменов и выдается около 35 тысяч водительских удостоверений.

Четкой, слаженной системе работы РЭП ГАИ Минской области, направленной на качественное и быстрое обслуживание граждан, предшествовал длинный путь становления и развития. Так, первые автоматизированные рабочие места в МРЭО по регистрации автомототранспорта, которые позволили вести базу данных зарегистрированных на территории области транспортных средств, созданы в 1989 году. Тогда же Минское МРЭО заняло первое место среди аналогичных подразделений других областей республики и признано лучшим в республике.

С 1994 года в работе МРЭО используется компьютерный учет за регистрируемыми транспортными средствами и выдаваемыми водительскими удостоверениями. В настоящее время внедрен принцип одного окна, что значительно сократило время и улучшило качество обслуживания населения.

Для осуществления контроля за скоростью движения транспортных средств сотрудники ДПС ГАИ Минской области используют радиолокационные приборы «Искра-1» совместно с видеофиксатором «Кадр-1». В ноябре 2006 года при поддержке Минского областного исполнительного комитета на вооружении областной ГАИ появились современные приборы измерения скорости «Арена», которые позволяют в режиме реального времени выявлять грубых нарушителей правил дорожного движения.

В декабре 2006 года в целях улучшения качества служебной деятельности в УГАИ УВД произошли организационно-штатные изменения. Статус межрайонных отделов ГАИ при УВД получили отделение организации дорожного движения и отдел оперативного реагирования и розыска ГАИ при УВД. Созданы оперативно-дежурная служба, а также межрайонный отдел экологического надзора и межрайонный отдел технического надзора ГАИ при УВД. В 2007 году инспекторы ДПС ГАИ Минщины пересели со служебных машин на вертолеты. С 2008 года на вооружении ГАИ появился прибор измерения скорости «Визир» и персональный компьютер «Кулон».

ГАИ Минской области постоянно активно ищет новые формы и методы воздействия на участников дорожного движения. Так, в январе 2009 года на Минщине стартовала акция ГАИ «Сохрани себе жизнь!». На базе автобуса «МАЗ» создан передвижной профилактический пункт для работы с нарушителями Правил дорожного движения. Цель акции - осуществляя контроль за дорожным движением, выявлять нарушения Правил пешеходами, велосипедистами и возчиками гужевого транспорта и проводить с ними соответствующую работу.

В настоящее время функции ГАИ намного шире, чем 70 лет назад. Управление ГАИ УВД Миноблисполкома обслуживает территорию, протяженность автомобильных дорог которой составляет 31,8 тысяч километров. Сотрудники Госавтоинспекции обеспечивают безопасность граждан на улицах и дорогах страны, принимают участие в раскрытии преступлений, обеспечивают экономическую безопасность страны, своевременно реагируют на смену оперативной обстановки. Но, как и много лет назад, все силы ГАИ направлены на выполнение первоочередной задачи - предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Ведь с момента образования службы и до сегодняшнего дня основная ее задача - сохранение жизней на дорогах.

Начальники ГАИ:

  • 1944-1948 - Штейнцаг Александр Маркович
  • 1948-1951 - Венчиков Александр Васильевич
  • 1951-1958 - Чернышев Нил Федорович
  • 1958-1980 - Цедик Алексей Евсеевич
  • 1980-1987 - Шатохин Владимир Евгеньевич
  • 1987-1994 - Чудников Олег Алексеевич
  • 1994-2000 - Лысенок Виктор Михайлович
  • 2000-2001 - Фармагей Леонид Константинович
  • 2001-2004 - Менделев Александр Михайлович
  • 2004-2006 - Косовский Владимир Петрович
  • 2006-2007 - Шутов Сергей Васильевич
  • 04.2007-11.2007 - Масловский Сергей Викторович
  • 2008 по настоящее время - Короткевич Николай Михайлович
В начало
Карта сайта