Управление внутренних дел минского облисполкома
Управление внутренних дел минского облисполкома Карта сайта

Новости / Новости, акции, мероприятия, события


12.07.2017 Соседская собака съела корм питомца, на дороге открыт люк, запах из очистных сооружений…

 

Оперативно-дежурные службы (ОДС) милиции по праву считаются важным связующим звеном населения с правоохранителями. Во многом именно от сотрудников «дежурки» зависит имидж всего подразделения и, что немаловажно, раскрытие преступления по горячим следам.

Накануне профессионального праздника удалось побывать в ОДС Молодечненского РОВД, которая в последние годы признается лучшей на Минщине.

– Похвастаться ярким раскрытием громкого преступления или героическим поступком мы не можем, специфика службы другая, – сказал при встрече начальник ОДС Сергей Пузырев. – Однако по психологической нагрузке с нашей работой мало кто сравнится. Грамотно принять сообщение от заявителя, оперативно направить наряды к месту происшествия и эффективно руководить ими – основа раскрытия преступления по горячим следам. А таких не меньше половины.

В помещении ОДС на первый взгляд спокойно: телефоны молчали, старший оперативный дежурный Александр Рынкевич оформлял документацию. По его словам, так бывает не всегда. Благополучной обстановке поспособствовал дождь (в ненастную погоду происшествий случается гораздо меньше). Вдобавок – будний день и светлое время суток влияют на штиль.

– Моя задача – вовремя направить к месту происшествия наряд, причем любой, – говорит Александр Николаевич. – Ведь не всегда получается участковому выдвинуться на семейный скандал, а ГАИ – оформить нарушителя парковки. Поэтому у нас часто встречается профессиональная взаимозаменяемость.

Контролировать службу нарядов и эффективно управлять силами и средствами дежурному помогает система мониторинга с GPS-навигацией. Ей оборудованы автомобили ГАИ, ОДС, УИМ, а также пешие патрули.

По мнению Сергея Пузырева, «дежурка» – сердце и мозг всего подразделения. Если раньше его подчиненных считали обычными посредниками в передаче материалов руководству, то теперь они отвечают за весь процесс реагирования на сообщения и полноту собранных материалов. Получается быть в курсе всего, что происходит за сутки.

О любом сигнале на смене по линии «102» может рассказать и оператор Ольга Кущинскене, которая за «пультом» уже более 10 лет:

– За сутки принимаю до 160 звонков. Многие сообщения весьма необычны и не относятся к компетенции милиции. Соседская собака съела корм питомца, на дороге открыт люк, запах из очистных сооружений… Коллекция подобных «перлов» достаточно весомая. Все равно стараемся помочь людям и при необходимости направить их к компетентным специалистам...

В «подчинении» у Ольги Николаевны 3 телефонных аппарата. Звонки могут поступить одновременно на все. Поэтому приходится принимать информацию поочередно, с учетом значимости сведений. Если не успевает, помогают коллеги. Без внимания оператора не остаются даже «глухари»: местная милиция сама связывается с каждым не дозвонившимся абонентом.

– Часто встречаются и неадекватные люди, которые поют песни в трубку или просто хотят поговорить. Один из таких иногда приходит в РОВД – приглашает на свои концерты и просит пообщатьсяс ним. Установить контакт с заявителями и при этом оставаться вежливой и внимательной к ним – требует больших усилий. Поэтому стрессоустойчивость считаю главным качеством оператора, – уверена Ольга Кущинскене.

Разговор прервал телефонный звонок: пожилая женщина жаловалась на соседей, которые якобы«варят» наркотики. На место выбыл участковый инспектор, который в последующем опроверг сведения старушки. Оказалось, она регулярно «тренирует» правоохранителей своими сказками о наркопритоне. Но у милиции нет оснований оставить информацию без проверки.

Вместе с тем Сергей Пузырев защищает своих подчиненных от грубости людей. Недавно районный суд оштрафовал мужчину, который неоднократно оскорблял по телефону девушку-оператора. В итоге виновный извинился и даже перестал попусту звонить.

– В последние годы прихожу к выводу, что люди не могут или не хотят решить даже элементарные вопросы без нашего участия. Недавно поразило заявление отца 3-классницы, которую несильно ударил зонтиком сверстник. В итоге инспектору ИДН пришлось проводить проверку, хотя родители смогли мирно выяснить отношения уже на следующий день, – удивляется Сергей Михайлович.

Между тем, наиболее проблемными в Молодечно являются густонаселенные районы-спальники с семейно-бытовыми конфликтами. Также специфику району придает массивный частный сектор и обширная зона оперативного обслуживания (до 60 км). С учетом этого делается расстановка сил и средств.

В эффективности работы ОДС и взаимодействии с другими службами удалось убедиться воочию. На «102» сообщили об избиении человека в городском парке. Оператор передала информацию дежурному, а тот – ближайшему наряду отдела Департамента охраны. В последующем уточненные и детальные сведения по такой же схеме оперативно передавались от заявителя милиционерам.

Результат слаженности был получен в кратчайшие сроки: установлены двое мужчин, которые поссорились со своим собутыльником, избили его и попытались скрыться с места происшествия.

– Если бы я полностью «отработала» заявителя и только потом сообщила дежурному о хулиганстве, результат мог быть совсем другим. Поэтому все должно быть, как говорится, в режиме онлайн, – продолжает Ольга Кущинскене. – Ведь иногда по различным причинам общение с абонентом по телефону затягивается, а каждая лишняя минута разговора – потеря оперативности.

О примере быстрого реагирования, смекалке и взаимодействии рассказал вриод помощника оперативного дежурного по разбору с доставленными Александр Пинчук:

– Глубокой ночью нам позвонил мужчина – его избили и ограбили двое. В городе оставались лишь наряды «охраны». Сообщив им приметы подозреваемых, я начал думать, что еще можно предпринять для раскрытия грабежа. Предположив, что злоумышленники могли «поймать» такси, возникла идея обзвонить соответствующие службы и передать им информацию. Это сработало: водитель сумел передать своему оператору, куда везет злосчастных клиентов. Задержать их оставалось делом времени.

Помогают дежурной смене управлять нарядами и система видеомониторинга. В одном из помещений ОДС размещены экраны, на которых можно наблюдать за десятками точек Молодечно. Как правило, это самые оживленные места, опасные перекрестки, въезды в город, парки. Записи часто используют при раскрытии преступлений или разборе ДТП.

– Многим кажется, что работа дежурного наряда несложная. Но когда в РОВД приходят люди за помощью, одновременно звонят несколько телефонов и сообщения растут как грибы после дождя, то становится «жарко». Поэтому помимо оперативности мышления, умения выделить главное из потока информации, мои подчиненные обладают высокой психологической устойчивостью, – подытожил разговор начальник оперативно-дежурной службы УВД Миноблисполкома Вадим Пригара.

Сегодня ОДС Молодечненского РОВД полностью укомплектована, что позволяет эффективно выполнять задачи. Сложнее, когда из обоймы «выпадает» несколько человек в пору отпусков. Но недопустимым считается положение, когда вакантными остаются даже 30% должностей. Нагрузка на милиционеров возрастает в разы, что негативно сказывается на результативности. Поэтому для начальника перманентным остается вопрос подбора кадров.

 

К вечеру в ОДС появилось больше рабочей суеты: чаще звонили телефоны и приходили люди – всем нужна была помощь стражей порядка. И несмотря на нарастающий градус оперативной обстановки, сотрудники смены оставались спокойными и внимательными, стараясь помочь каждому. Ведь все они помнят, что «дежурка» – лицо милиции.

Александр Марченко, официальный представитель УВД Миноблисполкома


Перейти к полному списку »
В начало
Карта сайта